Фото Центральной Азии
© Информационное агентство Фергана

На главную / Фото дня / Пенджикентская роспись в Эрмитаже

 

Пенджикентская роспись в Эрмитаже

Пенджикентская роспись в Эрмитаже

Пенджикентская роспись в Эрмитаже


21 октября 2015 года в Зимнем дворце (главном здании Государственного музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге) открылась временная экспозиция «Росписи «Синего зала» из Пенджикента. К завершению реставрации».

Выставка проходит с 21 октября 2015 г. по 10 января 2016 г.

Роспись парадного («Синего») зала из Пенджикента включает в себя цикл легенд о Рустаме - персонаже иранского эпоса. Археологические исследования городища Пенджикент, расположенного на территории современного Таджикистана, проводятся экспедицией Государственного Эрмитажа, начиная с 1946 года.

Пенджикентские росписи


Поединок Рустама. Около 740 г. Пенджикент. Объект VI, помещение 41, восточная стена, 2-й ярус. Клеевые краски по сухой лёссовой штукатурке


Росписи «Синего зала» Пенджикента можно назвать жемчужиной среднеазиатской коллекции Эрмитажа. Несмотря на то, что они были открыты почти шестьдесят лет назад, только сейчас у посетителей появилась уникальная возможность увидеть их отреставрированными в полном объеме. После нескольких лет реставрационных работ, в 1960-х годах, была смонтирована и выставлена северная часть парадного зала, росписи которой сохранились на максимальную высоту. Другие отреставрированные фрагменты находились в хранении. В 2015 году, после многих лет кропотливой работы, была завершена реставрация всех росписей «Синего зала».

Пенджикентские росписи




На экспозиции представлены росписи, снятые с восточной стены, юго-западного угла зала и фрагмент, найденный в завале. Росписи начинаются с фрагментов, примыкающих к северо-восточному углу зала: на втором ярусе поединок Рустама с неизвестным персонажем; далее большая часть росписи плохой сохранности, здесь располагалось крупномасштабное изображение божества, от которого сохранились части огромного льва и плохо различимый орнамент ковра, на котором должно быть изображение сидящей богини Нанайи. Справа от богини продолжается эпос о Рустаме – главный герой стоит на коленях перед троном царя.

Пенджикентские росписи




Пенджикентские росписи




На нижнем ярусе сцены из басен и притч «Слон и собаки», «Старик и сыновья», «Невеста в стволе дерева» и других «бродячих» литературных сюжетов. В юго-западном углу зала изображена битва Рустама с львиноголовым монстром и сильно потертый фрагмент с фигурой большой птицы – сказочного Симурга; на нижнем ярусе изображения парных фигур.

Пенджикентские росписи


Битва Рустама с львиноголовым монстром


Пенджикентские росписи




Пенджикентские росписи




Пенджикентские росписи




Сохранность росписей разная, есть фрагменты, на которых практически нет изображения, но, тем не менее, каждый расчищенный реставраторами сантиметр красочного слоя важен для реконструкции композиции и интерпретации сюжета. Зритель может представить себе, как выглядел парадный зал дома богатого согдийца, и в этом огромная заслуга реставраторов Лаборатории научной реставрации монументальной живописи Эрмитажа, которой в этом году исполнилось 60 лет.

В 1949 году Павлом Ивановичем Костровым, художником-реставратором Государственного Эрмитажа, были проведены первые полевые работы в Пенджикентской экспедиции, и впервые была использована разработанная методика закрепления и снятия росписей. П.И. Костров выбрал один из самых прочных и стойких полимеров, способный проникать вглубь пористых материалов, обладает легкой растворимостью и обратимостью. Кроме того, клеевые краски и лёссовая штукатурка легко разрушаются от влаги, поэтому их закрепление возможно лишь на неводных клеях.

В лаборатории Эрмитажа производится обработка росписей: окончательное закрепление, обессоливание, заполнение лёссовой мастикой всех трещин и выбоин, детальная тщательная расчистка под микроскопом и монтировка на новую основу.

Знаменательно, что в год юбилея лаборатории новым поколением реставраторов полностью завершены работы по реставрации объективно самого крупного произведения согдийской монументальной живописи, начатые шестьдесят лет назад.




Просмотров: 29439

Яндекс цитирования
Все права на фотографии принадлежат © Фергана.
Воспроизведение и перепечатка возможны только с письменного разрешения редакции.
Форма для контактов и запросов

Powered by © 4images 1.7.7